Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А79-2967/2013

Разделы:
Безналичные расчеты; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А79-2967/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.10.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары,
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.07.2013 по делу N А79-2967/2013, принятое судьей Лазаревой Т.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества акционерного коммерческого банка "ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК" (ИНН 2129007126, ОГРН 1022100000064), г. Чебоксары, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 29.01.2013 N 19-11/103.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - Суворова С.В. по доверенности от 27.06.2013 N 05-19/096 сроком действия до 31.12.2013.
Открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк "ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 22090), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Открытому акционерному обществу акционерному коммерческому банку "ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК" (далее по тексту - Банк) 03.12.2012 по телекоммуникационным каналам связи поступил запрос Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее по тексту - Инспекция) от 01.12.2012 N 42093 о предоставлении выписки по операциям на счете Автономной некоммерческой организации "Дети Отчизны - достойная смена" (ИНН 2130039637, ОГРН 1082100000344) за период с 01.07.2012 по 30.09.2012.
В связи с несвоевременным получением запрошенной информации Инспекцией составлен акт от 24.12.2012 N 19-11/3353дсп, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 29.01.2013 N 19-11/103 о привлечении Банка к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 26.03.2013 N 06-08/02939 жалоба Банка оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Банк обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 30.07.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, а именно статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что наличие в переданных файлах форматно-логических ошибок, не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
На основании пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя), приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) и приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 86 Кодекса).
Приказом ФНС Российской Федерации от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Подпунктом 5 пункта 4 Порядка предусмотрено, что Порядок применяется при представлении банками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи информации по запросам налоговых органов, в частности, выписок по операциям на счетах организаций.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что представление в налоговые органы электронных сообщений, содержащих Документы банков (филиалов банков), в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации осуществляется в сроки, предусмотренные Кодексом, и в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" (далее Положения БР N 365-П).
Пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7 Положения БР N 365-П предусмотрено направление сведений в электронном виде; заключение с Банком России соответствующего соглашения; определены лица, через которые осуществляется направление соответствующих сведений; предусмотрено заключение между налоговым органом и уполномоченным подразделением Банка России двустороннего регламента; применение средств криптографической защиты информации, принятых к использованию в Банке России, шифрование, коды аутентификации.
Так, согласно главе 1 Положения БР N 365-П направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется через:
- - Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД);
- - подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде, а также по передаче МИ ФНС России по ЦОД сведений в электронном виде (далее - уполномоченное подразделение Банка России);
- - территориальное учреждение Банка России (далее - ТУ Банка России).
Направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется путем обмена электронными сообщениями и (или) пакетами (группами) электронных сообщений.
Для защиты сообщений от несанкционированного доступа используется шифрование, для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений используются коды аутентификации (далее - КА).
При приеме сообщений уполномоченным подразделением Банка России от МИ ФНС России по ЦОД, а также при приеме сообщений ТУ Банка России от банка (филиала банка) проводится проверка КА сообщения.
После завершения проверки КА сообщения уполномоченное подразделение Банка России направляет в МИ ФНС России по ЦОД, а ТУ Банка России направляет банку (филиалу банка) сообщение, содержащее извещение с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки КА сообщения.
Как следует из материалов дела и установлено судом 03.12.2012 Банком, в составе архивного файла AFN_MIFNS00_9706725_20121201_007.ARJ. был получен файл ZNO19706725_213020121201_042093.txt содержаний запрос налогового органа от 01.12.2012 N 42093 на предоставление информации об операциях по счету N 40703810400000015049, открытому в Банке АНО "Дети Отчизны - достойная смена".
Истребованная информация направлена банком в ТУ Национального Банка России по Чувашской Республике в установленный срок 05.12.2012 в 08 час. 03 мин. файлом: BV100 ZNO19706725_213020121201 042093.txt в составе архивного файла: AFN_9706725_MIFNS00_20121205_001.arj. (л. д. 54).
Указанный файл не был принят МИ ФНС России по ЦОД по причине наличия ошибки форматно-логического контроля, а именно недопустимого значения реквизита ИНН 1215127136/1.
ТУ Национального Банка России по Чувашской Республике 06.12.2012 сообщило АКБ "ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК" ОАО о наличии ошибки в файле BV100 ZNO19706725_213020121201 042093.txt.
Банк 12.12.2012 повторно направил в ТУ Национального Банка России по Чувашской Республике электронное сообщение с файлом: BV100 ZNO19706725_213020121201 042093.txt самостоятельно скорректировав значение реквизита ИНН 1215127136. Указанное сообщение было принято МИ ФНС России по ЦОД и 13.12.2012 поступило в Инспекцию.
Дату 13.12.2012 Инспекция посчитала датой представления сообщения с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 86 Налогового кодекса, квалифицировав действия банка как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 135.1 Налогового кодекса.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представление информации об операциях по счету N 40703810400000015049, открытому в Банке АНО "Дети Отчизны - достойная смена" осуществлено Банком в полном соответствии с Положения БР N 365-П.
В ходе судебного разбирательства установлено, что основанием для непринятия файла МИ ФНС России по ЦОД послужило наличие ошибки форматно-логического контроля, а именно недопустимое значение ИНН 1215127136/1.
Указанное значение ИНН отражено Банком в точном соответствии с информацией, содержащейся в платежном поручении от 28.08.2012 N 101, созданном автономной некоммерческой организаций "Дети Отчизны - достойная смена" - клиентом банка с помощью системы дистанционного банковского обслуживания (Клиент-Банк), при этом указанное платежное поручение было принято банком получателя платежа и зачислено на расчетный счет их клиента. Таким образом, в сведениях, направленных 05.12.2012 в 08 час. 03 мин. (до истечения установленного пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса срока) файлом: BV100 ZNO19706725_213020121201 042093.txt в составе архивного файла: AFN_9706725_MIFNS00_20121205_001.arj. (л. д. 54), не содержалось никаких ошибок.
Выявленная МИ ФНС России по ЦОД ошибка форматно-логического контроля не свидетельствует о факте неисполнения Банком обязанности по представлению сведений либо о представлении недостоверных сведений. Первоначально сформированное банком сообщение было направлено в налоговый орган в установленные пунктом 2 статьи 86 Кодекса сроки и содержало достоверную выписку по операциям по счету N 40703810400000015049 АНО "Дети Отчизны - достойная смена".
Довод налогового органа о непринятии Банком мер по устранению ошибки в поданных сведениях судом не принимается, поскольку материалами дела подтверждается повторное направление банком 12.12.2012 в ТУ Национального Банка России по Чувашской Республике электронного сообщения с файлом: BV100 ZNO19706725_213020121201 042093.txt, полученного налоговым органом 13.12.2012. При этом суд учитывает, что Положением БР N 365-П и Кодексом срок для корректировки ошибок, выявленных по результатам обработки и контроля сообщений налоговыми органами - участниками информационного обмена на предмет исключения форматно-логических ошибок не установлен.
Согласно статье 135.1 Кодекса предусмотрена ответственность только за нарушение срока представления выписки и представление выписок, содержащих недостоверные сведения. Иные нарушения, связанные с порядком представления сведений, в том числе наличие в переданных файлах форматно-логических ошибок, не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Отсутствие события налогового правонарушения является в силу статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.07.2013 по делу N А79-2967/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)