Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.04.2012 ПО ДЕЛУ N 11-5543

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2012 г. по делу N 11-5543


Судья: Жолудова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.
судей Ефимовой И.Е., Андреевой И.Ю.
при секретаре К.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е.
дело по апелляционной жалобе И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска И. к ОАО "АЛЬФА-БАНК" о возмещении ущерба, компенсации морального вреда - отказать.
установила:

И. обратился в суд с иском к ОАО "АЛЬФА-БАНК" о возмещении ущерба, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что между ним и ОАО "Альфа-банк" был заключен договор банковского счета. 22 декабря 2010 года ответчик без письменного поручения истца через интернет-банк "Альфа-Клик" списал с его банковского счета денежные средства в сумме *** руб. Ответчик осуществил указанную операцию в нарушение ст. 854 ГК РФ, поскольку поручения на ее осуществление истец не давал. Истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещения ущерба сумму незаконно списанных денежных средств в размере *** руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб., расходы на оплату услуг представителя в размере *** руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом извещался надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности К.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, ссылаясь на то, что списание денежных средств со счета истца было произведено в соответствии с условиями заключенного договора о комплексном банковском обслуживании.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит И. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии истец И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 106). Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности К.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения как постановленное в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
В соответствии с п. 3 ст. 847 ГК РФ Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 ст. 160) кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
В соответствии со ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Судом по делу установлено, что между И. и ОАО "АЛЬФА-БАНК" 29.04.2009 года заключен Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в ОАО "АЛЬФА-БАНК" (далее - ДКБО), в рамках которого истцу открыт текущий счет в ОАО "АЛЬФА-БАНК" N ***. Договор заключен на основании анкеты И. с подтверждением присоединения к условиям договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц в ОАО "АЛЬФА-БАНК", с которым истец был ознакомлен и согласен, о чем свидетельствует его подпись в анкете.
Как усматривается из представленных ответчиком выписок по текущему счету истец регулярно осуществлял использование услуги Интернет-Банка "Альфа-Клик".
Из пояснения представителя ответчика в судебном заседании следует, что на официальном интернет-сайте ОАО "АЛЬФА-БАНК", через который осуществляется использование услуги "Альфа-Клик", размещена информация по безопасному использованию данной услуги. При этом, ознакомление с указанной информацией предшествует ее использованию. Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными ответчиком распечатками с интернет-сайта.
П. 4.1 ДКБО установлено, что ответчик осуществляет Идентификацию Клиента при его обращении в Интернет-Банке "Альфа-Клик" - по Логину. Клиент считается идентифицированным в случае соответствия Логина, введенного Клиентом при подключении к Интернет-Банку "Альфа-Клик", Логину, присвоенному Клиенту и содержащемуся в информационной базе Банка.
Согласно п. 4.2 ДКБО Банк Осуществляет Аутентификацию Клиента при его обращении в Интернет-Банке "Альфа-Клик" - по паролю "Альфа-Клик".
Согласно п. 14.4 ДКБО, подтверждение Идентификации и Аутентификации Клиента при использовании услуги интернет-банка "Альфа-Клик", а также подтверждением исполнения Банком поручения Клиента, переданных через интернет-банк "Альфа-Клик", являются электронные документы (электронные журналы, электронные протоколы и т.д.) хранящиеся в Банке.
Судом установлено, что с 22.12.2010 г. с текущего счета И. в ОАО "АЛЬФА-БАНК" N *** путем проведения операции в интернет-банке "Альфа-Клик" осуществлен перевод денежных средств в сумме *** руб. на счет получателя платежа Х.
Судом также установлено, что при заключении ДКБО и открытии текущего счета И. присвоен идентификационный номер в банковской системе (ID-клиента) - ***, отраженный в Анкете от 29.04.2009 года, а также выписке по счету И. N ***.
Одновременно истцу был присвоен идентификационных номер в программе интернет-банка "Альфа-Клик" - ***, под которым проводятся все операции клиента И. в интернет-банке. Данное обстоятельство подтверждается электронным журналом.
П. 4.1 ДКБО устанавливает, что Банк осуществляет идентификацию клиента при его обращении в интернет-банк "Альфа-Клик" по Логину. И. (идентификационный номер в программе ***) присвоен логин ***, что подтверждается представленной представителем ответчика выпиской из электронного журнала. Этим же журналом подтверждается, что набранный 22.12.2010 года логин *** был введен корректно.
В соответствии с п. 7.3. Договора о КБО, для доступа к Интернет-Банку "Альфа-Клик", Банк выдает Клиенту следующие средства доступа: временный Пароль "Альфа-Клик" и Логин. Временный пароль "Альфа-Клик" имеет ограниченный срок действия и предназначен исключительно для первоначального входа в Интернет-Банк "Альфа-Клик" и не позволяет осуществлять иные операции за исключением формирования Клиентом постоянного Пароля "Альфа-Клик".
Материалами дела подтверждено, что для входа в интернет-банк "Альфа-Клик" 22.12.2010 года в 11 час. 04 мин. на мобильный телефон истца +7***, указанный в поле "Контактная информация" анкеты И. от 29.04.2009 года, было направлено смс-сообщение с временным паролем. Временный пароль 22.12.2010 г. в 11 час. 05 мин. был введен корректно. Далее на мобильный телефон истца было направлено смс-сообщение с одноразовым паролем для осуществления перевода на сумму *** руб. получателю Holin. В подтверждение операции был введен одноразовый пароль, направленный в смс-сообщении "***". Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из электронного журнала.
П. 11.2 ДКБО предусмотрены обязанности истца по недопущению несанкционированного доступа третьих лиц к информации о счетах клиента и его денежным средствам: - в случае Утраты Средств доступа, ПИН или Карты, а также в случае возникновения риска незаконного использования Средств доступа или Карты, немедленно уведомить об этом Банк, обратившись в Отделение Банка, либо в Телефонный центр "Альфа-Консультант" (п. 11.2.3); - в случаях утери, кражи, пропажи и иных случаях утраты SIM-карты, а также смены SIM-карты или ее передачи третьим лицам по любым основаниям, Клиент обязан немедленно обратиться в Банк для изменения информации о номере телефона для доставки паролей на подтверждение операции в Интернет-Банке "Альфа-Клик" и отключения услуги "Альфа-Чек" и "Альфа-Мобайл" в порядке, установленном Договором. До получения Банком заявления об отключении услуги "Альфа-Чек" и/или "Альфа-Мобайл", и заявления об изменении номера мобильного телефона Клиент несет ответственность за все Денежные переводы "Альфа-Чек", Денежные переводы "Альфа-Мобайл" и операции в Интернет-Банке "Альфа-Клик", совершенные иными лицами с ведома или без ведома Клиента.
Никаких заявлений от истца в банк до совершения спорной операции не поступило.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований ст. 845, 847, 854 ГК РФ, правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что информация об использовании услуги "Альфа-Клик" является доступной и размещена на официальном интернет-сайте ОАО "АЛЬФА-БАНК". Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у банка имелись основания полагать, что распоряжение на снятие денежных средств дано уполномоченным лицом, установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченными лицами, при этом договором обязанность сохранять в тайне ПИН-код, номер карты, логин и временный пароль, не передавать карту или ее номер третьему лицу возложена на истца.
Довод истца в части, что на ответчике лежит обязанность по возврату списанных у него неустановленными лицами денежных средств, был правильно оценен судом первой инстанции как безосновательный, так как противоправные действия третьих лиц, являются основанием для гражданско-правовой ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда либо неосновательного обогащения, но не гражданско-правовой ответственности ответчика за несоблюдение (ненадлежащее соблюдение) условий заключенного сторонами договора.
Со стороны истца не представлено, а судом первой инстанции не добыто доказательств, подтверждающих, что снятие денежных средств произведено в результате неправомерных действий банка.
Доказательств нарушения условий договора банком истцом также не представлено.
Отказывая в удовлетворении иска суд, обосновано указал, что требования истца о взыскании процентов и морального вреда являются производными от первоначальных требований, в связи, с чем удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Довод кассационной жалобы о том, что истец звонил ответчику через 10 - 15 минут после совершения операции с просьбами заморозить операцию, что подтверждается распечаткой звонков с сотового телефона истца, не может служить основанием для отмены судебного решения, поскольку указанные действия совершены истцом после совершения операции, ответчиком спорная операция осуществлена надлежащим образом в соответствии с законом и условиями договора. Таким образом, указанные действия истца не имеют правового значения для рассмотрения спора.
Также не может быть принят судебной коллегией довод апелляционной жалобы о том, что суд не применил ст. ст. 854, 839 ГК РФ, а также пункты 3.7, 7.7, 3.9.1, 7.6, 3.10.4 ДКБО, позволяющие Банку приостановить операцию и не исполнять ее, поскольку указанные истцом положения закона и договора не позволяют банку не исполнять операцию в случае положительных результатов Аутентификации и Идентификации Клиента в Интернет-Банке "Альфа-Клик".
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Все иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:

Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)