Судебные решения, арбитраж
Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Борисовой Т.С., Пригаровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Акимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (р.п. Светлый Яр Волгоградской области)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 марта 2009 года по делу N А12-3097/2009 (судья Пильник С.Г.)
по исковому заявлению прокуратуры Волгоградской области (г. Волгоград)
к Отделению по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (р.п. Светлый Яр Волгоградской области), открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Красноармейского отделения N 7247 (г. Волгоград)
третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области (г. Волгоград)
признании недействительным договора банковского счета и применении последствий
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась прокуратура Волгоградской области с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) договора от 23.11.2006 N 207 на открытие банковского счета N 40116810911130000009, заключенного между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации" (открытое акционерное общество) (далее - ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Красноармейского отделения N 7247 Сбербанка России и отделением по Светлоярскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области (далее - отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области). Истец просит применить последствия недействительности указанной сделки, а именно обязать ответчиков закрыть счет N 40116810911130000009.
Решением суда первой инстанции от 24.03.2009 исковые требования прокуратуры Волгоградской области удовлетворены в полном объеме.
Отделение по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать прокуратуре Волгоградской области в удовлетворении исковых требований.
Прокуратура Волгоградской области, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Красноармейского отделения N 7247 отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Прокуратура Волгоградской области, прокуратура Саратовской области отделение по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Красноармейского отделения N 7247, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 13 99809 4, N 410031 13 99810, N 410031 13 99811 7, N 410031 13 99812 4, N 41003113 99814 8, N 410031 13 99813 1, телеграммой бл. 000063, поданной по квитанции N 04758.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23 ноября 2006 года между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Красноармейского отделения N 7247 и отделением по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области заключен договор N 207 банковского счета в валюте Российской Федерации (л.д. 11-18).
Предметом данного договора является открытие банком счета клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810911130000009 и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента.
Прокуратура Волгоградской области, установив нарушение закона при заключении договора N 207 от 23.11.2006 банковского счета, обратилась в суд с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) договора от 23.11.2006 N 207 на открытие банковского счета N 40116810911130000009 отделению по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области и применении последствий недействительности сделки. Прокуратура полагает, что отделение по Светлоярского района УФК по Волгоградской области обязано в силу закона заключить договор с единым расчетно-кассовым центом Красноармейский г. Волгограда Центрального Банка Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокуратуры Волгоградской области.
Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону и подтверждены собранными по делу доказательствами.
В силу статьи 215 Бюджетного кодекса РФ, действовавшей на момент заключения оспоренного договора, установлено, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Статьей 216 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип единства кассы, предусматривающий осуществление всех расходов с единого счета бюджета, который, в на в соответствии со статьей 155 Бюджетного кодекса РФ, может быть открыт только в учреждениях Банка России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ счета бюджетов обслуживает Центральный Банк Российской Федерации.
Исходя из требований пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса РФ кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.06.2004 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия" расходование средств бюджета с иных банковских счетов, кроме счета, открытого в учреждении Банка России, возможно только в случае, когда открытие такого счета в коммерческом банке необходимо в силу невозможности осуществления банком России операций по обслуживанию денежных средств бюджета на соответствующей территории.
Возможность открытия специального банковского счета для обеспечения получателей бюджета наличными денежными средствами в коммерческом банке предусмотрена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2004 N 85н, действовавшим на момент заключения оспоренного договора, но только при отсутствии учреждений Банка России или невозможности исполнения ими данных функций на соответствующей территории, о чем прямо указано в пункте 1 данного Приказа. В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются, в том числе, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), получатели бюджета.
Исходя из положений статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области является получателем бюджетных средств.
Согласно пункту 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П указано, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155 и 156 Бюджетного кодекса РФ, является механизмом защиты бюджетных средств. При этом разъяснено, что положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. Под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований, если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что расчетно-кассовый центр Красноармейский Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области в период заключения оспоренного договора имел возможность принять на обслуживание отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчик не представил доказательств невозможности обслуживания бюджетного счета в территориальном расчетно-кассовом центре, а также не опроверг сведения расчетно-кассового центра Красноармейский г. Волгограда о возможности принятия на обслуживание отделения УФК по Волгоградской области, изложенные в справке от 28.01.2009 N 23-62/121.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области, являясь получателем бюджетных средств, обязано открыть счет в расчетно-кассовом центре Красноармейский Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг в т.ч. открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Нарушение указанного порядка является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.
Доказательств соблюдения порядка, установленного статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, ответчиком не представлено.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспоренный договор, заключен с нарушением норм Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а также статьи 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В силу части 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой). Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Отделение по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области является территориальным органом Федерального казначейства.
В связи с этим, требования закона, обязательные для Федерального казначейства, как федерального органа исполнительной власти, распространяются и на его территориальные органы.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, и все операции со средствами бюджетов, которые Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что спорный счет не является счетом бюджета в связи с тем, что он основан на неправильном толкованием норм права.
Таким образом, требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ответчиков закрыть счет N 40116810911130000009 удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу отделения по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 марта 2009 года по делу N А12-3097/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
Н.Н.ПРИГАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2009 ПО ДЕЛУ N А12-3097/2009
Разделы:Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2009 г. по делу N А12-3097/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Борисовой Т.С., Пригаровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Акимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (р.п. Светлый Яр Волгоградской области)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 марта 2009 года по делу N А12-3097/2009 (судья Пильник С.Г.)
по исковому заявлению прокуратуры Волгоградской области (г. Волгоград)
к Отделению по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (р.п. Светлый Яр Волгоградской области), открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Красноармейского отделения N 7247 (г. Волгоград)
третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области (г. Волгоград)
признании недействительным договора банковского счета и применении последствий
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась прокуратура Волгоградской области с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) договора от 23.11.2006 N 207 на открытие банковского счета N 40116810911130000009, заключенного между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации" (открытое акционерное общество) (далее - ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Красноармейского отделения N 7247 Сбербанка России и отделением по Светлоярскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области (далее - отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области). Истец просит применить последствия недействительности указанной сделки, а именно обязать ответчиков закрыть счет N 40116810911130000009.
Решением суда первой инстанции от 24.03.2009 исковые требования прокуратуры Волгоградской области удовлетворены в полном объеме.
Отделение по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать прокуратуре Волгоградской области в удовлетворении исковых требований.
Прокуратура Волгоградской области, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Красноармейского отделения N 7247 отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Прокуратура Волгоградской области, прокуратура Саратовской области отделение по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Красноармейского отделения N 7247, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 13 99809 4, N 410031 13 99810, N 410031 13 99811 7, N 410031 13 99812 4, N 41003113 99814 8, N 410031 13 99813 1, телеграммой бл. 000063, поданной по квитанции N 04758.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23 ноября 2006 года между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Красноармейского отделения N 7247 и отделением по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области заключен договор N 207 банковского счета в валюте Российской Федерации (л.д. 11-18).
Предметом данного договора является открытие банком счета клиенту в валюте Российской Федерации N 40116810911130000009 и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента.
Прокуратура Волгоградской области, установив нарушение закона при заключении договора N 207 от 23.11.2006 банковского счета, обратилась в суд с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) договора от 23.11.2006 N 207 на открытие банковского счета N 40116810911130000009 отделению по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области и применении последствий недействительности сделки. Прокуратура полагает, что отделение по Светлоярского района УФК по Волгоградской области обязано в силу закона заключить договор с единым расчетно-кассовым центом Красноармейский г. Волгограда Центрального Банка Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокуратуры Волгоградской области.
Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону и подтверждены собранными по делу доказательствами.
В силу статьи 215 Бюджетного кодекса РФ, действовавшей на момент заключения оспоренного договора, установлено, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Статьей 216 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип единства кассы, предусматривающий осуществление всех расходов с единого счета бюджета, который, в на в соответствии со статьей 155 Бюджетного кодекса РФ, может быть открыт только в учреждениях Банка России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ счета бюджетов обслуживает Центральный Банк Российской Федерации.
Исходя из требований пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса РФ кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.06.2004 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия" расходование средств бюджета с иных банковских счетов, кроме счета, открытого в учреждении Банка России, возможно только в случае, когда открытие такого счета в коммерческом банке необходимо в силу невозможности осуществления банком России операций по обслуживанию денежных средств бюджета на соответствующей территории.
Возможность открытия специального банковского счета для обеспечения получателей бюджета наличными денежными средствами в коммерческом банке предусмотрена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2004 N 85н, действовавшим на момент заключения оспоренного договора, но только при отсутствии учреждений Банка России или невозможности исполнения ими данных функций на соответствующей территории, о чем прямо указано в пункте 1 данного Приказа. В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются, в том числе, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), получатели бюджета.
Исходя из положений статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области является получателем бюджетных средств.
Согласно пункту 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П указано, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155 и 156 Бюджетного кодекса РФ, является механизмом защиты бюджетных средств. При этом разъяснено, что положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. Под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований, если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что расчетно-кассовый центр Красноармейский Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области в период заключения оспоренного договора имел возможность принять на обслуживание отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчик не представил доказательств невозможности обслуживания бюджетного счета в территориальном расчетно-кассовом центре, а также не опроверг сведения расчетно-кассового центра Красноармейский г. Волгограда о возможности принятия на обслуживание отделения УФК по Волгоградской области, изложенные в справке от 28.01.2009 N 23-62/121.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что отделение по Светлоярскому району УФК по Волгоградской области, являясь получателем бюджетных средств, обязано открыть счет в расчетно-кассовом центре Красноармейский Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг в т.ч. открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Нарушение указанного порядка является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.
Доказательств соблюдения порядка, установленного статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, ответчиком не представлено.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспоренный договор, заключен с нарушением норм Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а также статьи 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В силу части 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой). Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Отделение по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области является территориальным органом Федерального казначейства.
В связи с этим, требования закона, обязательные для Федерального казначейства, как федерального органа исполнительной власти, распространяются и на его территориальные органы.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, и все операции со средствами бюджетов, которые Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что спорный счет не является счетом бюджета в связи с тем, что он основан на неправильном толкованием норм права.
Таким образом, требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ответчиков закрыть счет N 40116810911130000009 удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу отделения по Светлоярскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 марта 2009 года по делу N А12-3097/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
Н.Н.ПРИГАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)