Судебные решения, арбитраж
Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ходячих О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску П.С.В. и П.С.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П.Д., к Администрации г. Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области о признании незаконными бездействия по неоповещению в срок о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, приказа об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредитному договору, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 января 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие ответчиков по неоповещению в установленный срок молодой семьи П-вых о включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также по неразъяснению в установленный срок порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Признать незаконным приказ Управления молодежной, семейной и демографической политики города Курска от 15.10.2012 г. N об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Обязать Управление молодежной, семейной и демографической политики города Курска выдать семье П-вых в составе П.С.В., П.С.И. и несовершеннолетней П.Д. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредитному договору от 11.07.2012 N, заключенному между П.С.В. и П.С.И. и ОАО "Газпромбанк".
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
установила:
П.С.В. и П.С.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери П.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в суд с иском к Администрации г. Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области, уточнив который, просили признать незаконными: бездействие ответчиков по неоповещению в установленный срок их семьи о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также по неразъяснению в установленный срок порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой на основании свидетельства; признать незаконным приказ Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 15.10.2012 г. N об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; обязать Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска выдать их семье в составе 3-х человек Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредитному договору от 11.07.2012 г. N, заключенному с ОАО "Газпромбанк".
В обоснование требований указали, что распоряжением Администрации г. Курска от 26.12.2008 г. N их семья в составе трех человек была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании приказа Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 06.02.2009 г. N семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2010 г., и включена в список молодых семей - участников подпрограммы по г. Курску. Однако из-за недостатка финансирования данную выплату в 2010 году они не получили. С целью улучшения жилищных условий, 10.12.2010 г. по договору купли-продажи ими приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с использованием собственных и заемных средств, полученных по договору займа от 10.12.2010 г. N, заключенному с ЗАО "Регион Ипотека Курск", на погашение которых они предполагали направить социальную выплату, что было предусмотрено Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В связи с утверждением федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, семья признавалась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году, а затем в 2012 году. Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 10.08.2011 г. N семья была включена в список молодых семей - участников подпрограммы по г. Курску. До 14.09.2012 г. о включении семьи в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области их не уведомляли. С целью уменьшения процентной ставки по договору займа от 10.12.2010 г. с 12% до 10%, 11.07.2012 г. ими был заключен кредитный договор N по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита" с ОАО "Газпромбанк", по условиям которого кредит выдан на досрочное погашение целевого займа (на приобретение жилого помещения) от 10.12.2010 г. N, заключенного с ЗАО "Регион Ипотека Курск". 14 сентября 2012 года им стало известно, что в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 22.06.2012 г. N их семья включена в список молодых семей - участников подпрограммы, претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, о чем Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска уведомило их письмом от 12.09.2012 г. с указанием списка необходимых документов, которые были ими представлены в месячный срок. Однако, в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы Управлением отказано со ссылкой на непредставление кредитного договора, заключенного до 31.12.2010 г., а представление кредитного договора от 11.07.2012 г., о чем сообщено письмом от 18.10.2012 г. С данным отказом они не согласны, так как считают, что в результате несвоевременного информирования Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска о включении их семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году нарушены их права на жилище и созданы препятствия в реализации их права на получение социальной выплаты.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик-Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска просит решение суда отменить, как незаконное.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие соистцов П.С.И., П.С.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П.Д., представителей ответчиков: Комитета строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом; соистцы доверили представлять свои интересы К.
Поскольку соистцами, а также ответчиками: Администрацией г. Курска, Комитетом строительства и архитектуры Курской области, Администрацией Курской области решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика-Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчиков - Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Администрации г. Курска - М.Г., поддержавшей апелляционную жалобу Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, возражения представителя соистцов П-вых - К., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и в рамках ее реализации Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которыми установлен порядок предоставления данных выплат, а также предусмотрены условия участия молодой семьи в подпрограмме.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. "б" п. 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил).
Право использовать социальную выплату с целью погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья было предоставлено молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее 01.01.2006 г. (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" - раздел VI "Механизм реализации подпрограммы").
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой также входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы").
Указанными Правилами возможность использования социальной выплаты на погашение молодыми семьями долга по жилищным кредитам (за исключением уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита) не предусматривалась (п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. N 575 пункт 2 Правил дополнен подпунктом "е", позволяющим использовать социальную выплату для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г.
Этим же Постановлением Правительства РФ Правила дополнены п. 15 (1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2010 г. включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (пп. "д" и "е").
Аналогичное регулирование порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья закреплено Постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па (в редакции от 21.09.2011 г. N 461-па), допускающим использование социальной выплаты для погашения долга по жилищным кредитам, полученным до 01.01.2011 г.
Судом установлено, что истцы с 24.09.2004 г. состоят в зарегистрированном браке и имеют дочь П.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением Администрации г. Курска от 26.12.2008 г. N семья признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и поставлена на учет. Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 06.02.2009 г. N молодая семья П-вых признана участницей подпрограммы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2010 году. Исходя из даты постановки на учет, семья истцов в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году включена не была. О результатах формирования списков претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году истцы были уведомлены Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска письмом от 02.11.2010 г. N, в котором также сообщалось об истечении срока действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
10.12.2010 г. истцами П.С.И. и П.С.В. по договору купли-продажи в общую совместную собственность за счет собственных и заемных средств, предоставленных ЗАО "Регион Ипотека Курск" по договору займа от 10.12.2010 г. N, приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности истцов на квартиру зарегистрировано 15.12.2010 г.
Об утверждении Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, семья П-вых письменно уведомлена Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска 14.02.2011 г. Приказом Управления от 21.02.2011 г. N семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году, о чем уведомлена письмом от 25.02.2011 г. В этом же письме истцы были проинформированы о том, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N, использование социальной выплаты на погашение имеющегося ипотечного кредита (займа) не предусмотрено. В 2011 году социальная выплата семьей получена не была, так как на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям в 2011 году в бюджет города Курска переданы средства, достаточные для предоставления социальных выплат 57 семьям, с последней датой постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях - 16.08.2008 г. (семья истцов поставлена 26.12.2008 г.). Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 10.08.2011 г. N семья П-вых в том же составе признана участником подпрограммы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, о чем они уведомлены письмом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 15.08.2011 г., а также проинформированы о внесенных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат изменениях, касающихся возможности использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, при условии их получения до 01.01.2011 г.
11.07.2012 г. между истцами П-выми и ОАО "Газпромбанк" заключен кредитный договор N по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита", предоставленный на полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 10.12.2010 г. N, заключенному с ЗАО "Регион Ипотека Курск".
12.09.2012 г. Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска уведомило семью П-вых о включении ее в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 22.06.2012 г. N, одновременно сообщив перечень необходимых документов и сроки их предоставления. 19 сентября 2012 года П.С.И. обратилась в Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска с заявлением о выдаче ее семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты, представив копии документов, среди которых кредитный договор от 11.07.2012 г., заключенный с ОАО "Газпромбанк" по программе рефинансирования ипотечного кредита.
Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 15.10.2012 г. N семье истцов отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы на основании п. 27 Правил - непредставление документов, предусмотренных пп. "д" п. 15 (1) Правил (не представлен кредитный договор, заключенный по 31.12.2010 г. включительно); недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах для выдачи свидетельства, в случае использования социальных выплат в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил (представлен кредитный договор от 11.07.2012 г.)
Письмом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 18.10.2012 г. N семья П-вых была уведомлена об отказе в выдаче свидетельства.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на пункты 24 - 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающих сроки уведомления молодых семей о включении их в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат и исходил из того, что Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска нарушены предусмотренные данными пунктами Правил сроки оповещения семьи П-вых о включении их в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, утвержденный распоряжением Администрации Курской области от 22.06.2012 г. N. Сведения о включении в данный список получены истцами в сентябре 2012 года, то есть после заключения ими с ОАО "Газпромбанк" кредитного договора N от ДД.ММ.ГГГГ по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита", предоставленного на полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 10.12.2010 г. N, заключенному с ЗАО "Регион Ипотека Курск", что, по мнению суда, является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может, так как он основан на неправильном применении норм материального права.
Как указано выше, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, в отличие от ранее действовавшей программы на 2002 - 2010 годы (действовала до 31.12.2010 г.) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.
Такая возможность введена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г.
Истцами заявлено требование о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного им 11.07.2012 г. в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного ипотечного кредита на приобретение жилья.
Принимая во внимание, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, установленными Правительством РФ, предусмотрено строго целевое назначение социальной выплаты для молодых семей - участников подпрограммы - это погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства, полученного до 01.01.2011 г., правовые основания для возложения на ответчиков обязанности выдать семье истцов свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору от 11.07.2012 г., заключенному между П-выми и ОАО "Газпромбанк" по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита", у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку ипотечный кредит, полученный истцами 10.12.2010 г., на момент разрешения спора полностью погашен, а возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору рефинансирования от 11.07.2012 г. федеральным законодателем не предусмотрена; правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделен.
Учитывая, что истцы об изменении условий предоставления молодым семьям социальной выплаты для погашения ипотечного жилищного кредита (по жилищным займам, полученным до 01.01.2011 г.) уведомлены своевременно (15.08.2011 г.), принятие ими решения о получении 11.07.2012 г. кредита от ОАО "Газпромбанк" для рефинансирования договора займа от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о нарушении их права на получение социальной выплаты со стороны ответчиков.
Поскольку нарушений прав истцов на получение социальной выплаты не установлено, оснований для признания незаконными приказа Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска об отказе в выдаче свидетельства, действий (бездействия) ответчиков у суда также не имелось.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно, но в связи с неправильным применением судом норм материального права, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 января 2013 года об удовлетворении требований П.С.В. и П.С.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П.Д., к Администрации г. Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области о признании незаконным бездействия ответчиков по неоповещению в установленный срок молодой семьи П-вых о включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также по неразъяснению в установленный срок порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству; признании незаконным приказа Управления молодежной, семейной и демографической политики города Курска от 15.10.2012 г. N об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; возложении на Управление молодежной, семейной и демографической политики города Курска обязанности выдать семье П-вых в составе П.С.В., П.С.И. и несовершеннолетней П.Д. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору от 11.07.2012 N, заключенному между П.С.В. и П.С.И. и ОАО "Газпромбанк" - отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционную жалобу Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска - удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-801-2013Г.
Разделы:Ипотечный кредит; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N 33-801-2013г.
Судья: Ходячих О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску П.С.В. и П.С.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П.Д., к Администрации г. Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области о признании незаконными бездействия по неоповещению в срок о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, приказа об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредитному договору, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 января 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие ответчиков по неоповещению в установленный срок молодой семьи П-вых о включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также по неразъяснению в установленный срок порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Признать незаконным приказ Управления молодежной, семейной и демографической политики города Курска от 15.10.2012 г. N об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Обязать Управление молодежной, семейной и демографической политики города Курска выдать семье П-вых в составе П.С.В., П.С.И. и несовершеннолетней П.Д. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредитному договору от 11.07.2012 N, заключенному между П.С.В. и П.С.И. и ОАО "Газпромбанк".
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
установила:
П.С.В. и П.С.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери П.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в суд с иском к Администрации г. Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области, уточнив который, просили признать незаконными: бездействие ответчиков по неоповещению в установленный срок их семьи о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также по неразъяснению в установленный срок порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой на основании свидетельства; признать незаконным приказ Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 15.10.2012 г. N об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; обязать Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска выдать их семье в составе 3-х человек Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредитному договору от 11.07.2012 г. N, заключенному с ОАО "Газпромбанк".
В обоснование требований указали, что распоряжением Администрации г. Курска от 26.12.2008 г. N их семья в составе трех человек была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании приказа Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 06.02.2009 г. N семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2010 г., и включена в список молодых семей - участников подпрограммы по г. Курску. Однако из-за недостатка финансирования данную выплату в 2010 году они не получили. С целью улучшения жилищных условий, 10.12.2010 г. по договору купли-продажи ими приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с использованием собственных и заемных средств, полученных по договору займа от 10.12.2010 г. N, заключенному с ЗАО "Регион Ипотека Курск", на погашение которых они предполагали направить социальную выплату, что было предусмотрено Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В связи с утверждением федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, семья признавалась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году, а затем в 2012 году. Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 10.08.2011 г. N семья была включена в список молодых семей - участников подпрограммы по г. Курску. До 14.09.2012 г. о включении семьи в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области их не уведомляли. С целью уменьшения процентной ставки по договору займа от 10.12.2010 г. с 12% до 10%, 11.07.2012 г. ими был заключен кредитный договор N по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита" с ОАО "Газпромбанк", по условиям которого кредит выдан на досрочное погашение целевого займа (на приобретение жилого помещения) от 10.12.2010 г. N, заключенного с ЗАО "Регион Ипотека Курск". 14 сентября 2012 года им стало известно, что в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 22.06.2012 г. N их семья включена в список молодых семей - участников подпрограммы, претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, о чем Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска уведомило их письмом от 12.09.2012 г. с указанием списка необходимых документов, которые были ими представлены в месячный срок. Однако, в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы Управлением отказано со ссылкой на непредставление кредитного договора, заключенного до 31.12.2010 г., а представление кредитного договора от 11.07.2012 г., о чем сообщено письмом от 18.10.2012 г. С данным отказом они не согласны, так как считают, что в результате несвоевременного информирования Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска о включении их семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году нарушены их права на жилище и созданы препятствия в реализации их права на получение социальной выплаты.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик-Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска просит решение суда отменить, как незаконное.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие соистцов П.С.И., П.С.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П.Д., представителей ответчиков: Комитета строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом; соистцы доверили представлять свои интересы К.
Поскольку соистцами, а также ответчиками: Администрацией г. Курска, Комитетом строительства и архитектуры Курской области, Администрацией Курской области решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика-Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчиков - Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Администрации г. Курска - М.Г., поддержавшей апелляционную жалобу Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, возражения представителя соистцов П-вых - К., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и в рамках ее реализации Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которыми установлен порядок предоставления данных выплат, а также предусмотрены условия участия молодой семьи в подпрограмме.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. "б" п. 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил).
Право использовать социальную выплату с целью погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья было предоставлено молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее 01.01.2006 г. (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" - раздел VI "Механизм реализации подпрограммы").
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой также входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы").
Указанными Правилами возможность использования социальной выплаты на погашение молодыми семьями долга по жилищным кредитам (за исключением уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита) не предусматривалась (п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. N 575 пункт 2 Правил дополнен подпунктом "е", позволяющим использовать социальную выплату для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г.
Этим же Постановлением Правительства РФ Правила дополнены п. 15 (1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2010 г. включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (пп. "д" и "е").
Аналогичное регулирование порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья закреплено Постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па (в редакции от 21.09.2011 г. N 461-па), допускающим использование социальной выплаты для погашения долга по жилищным кредитам, полученным до 01.01.2011 г.
Судом установлено, что истцы с 24.09.2004 г. состоят в зарегистрированном браке и имеют дочь П.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением Администрации г. Курска от 26.12.2008 г. N семья признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и поставлена на учет. Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 06.02.2009 г. N молодая семья П-вых признана участницей подпрограммы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2010 году. Исходя из даты постановки на учет, семья истцов в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году включена не была. О результатах формирования списков претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году истцы были уведомлены Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска письмом от 02.11.2010 г. N, в котором также сообщалось об истечении срока действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
10.12.2010 г. истцами П.С.И. и П.С.В. по договору купли-продажи в общую совместную собственность за счет собственных и заемных средств, предоставленных ЗАО "Регион Ипотека Курск" по договору займа от 10.12.2010 г. N, приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности истцов на квартиру зарегистрировано 15.12.2010 г.
Об утверждении Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, семья П-вых письменно уведомлена Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска 14.02.2011 г. Приказом Управления от 21.02.2011 г. N семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году, о чем уведомлена письмом от 25.02.2011 г. В этом же письме истцы были проинформированы о том, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N, использование социальной выплаты на погашение имеющегося ипотечного кредита (займа) не предусмотрено. В 2011 году социальная выплата семьей получена не была, так как на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям в 2011 году в бюджет города Курска переданы средства, достаточные для предоставления социальных выплат 57 семьям, с последней датой постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях - 16.08.2008 г. (семья истцов поставлена 26.12.2008 г.). Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 10.08.2011 г. N семья П-вых в том же составе признана участником подпрограммы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, о чем они уведомлены письмом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 15.08.2011 г., а также проинформированы о внесенных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат изменениях, касающихся возможности использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, при условии их получения до 01.01.2011 г.
11.07.2012 г. между истцами П-выми и ОАО "Газпромбанк" заключен кредитный договор N по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита", предоставленный на полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 10.12.2010 г. N, заключенному с ЗАО "Регион Ипотека Курск".
12.09.2012 г. Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска уведомило семью П-вых о включении ее в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 22.06.2012 г. N, одновременно сообщив перечень необходимых документов и сроки их предоставления. 19 сентября 2012 года П.С.И. обратилась в Управление молодежной, семейной и демографической политики г. Курска с заявлением о выдаче ее семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты, представив копии документов, среди которых кредитный договор от 11.07.2012 г., заключенный с ОАО "Газпромбанк" по программе рефинансирования ипотечного кредита.
Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 15.10.2012 г. N семье истцов отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы на основании п. 27 Правил - непредставление документов, предусмотренных пп. "д" п. 15 (1) Правил (не представлен кредитный договор, заключенный по 31.12.2010 г. включительно); недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах для выдачи свидетельства, в случае использования социальных выплат в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил (представлен кредитный договор от 11.07.2012 г.)
Письмом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 18.10.2012 г. N семья П-вых была уведомлена об отказе в выдаче свидетельства.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на пункты 24 - 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающих сроки уведомления молодых семей о включении их в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат и исходил из того, что Управлением молодежной, семейной и демографической политики г. Курска нарушены предусмотренные данными пунктами Правил сроки оповещения семьи П-вых о включении их в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, утвержденный распоряжением Администрации Курской области от 22.06.2012 г. N. Сведения о включении в данный список получены истцами в сентябре 2012 года, то есть после заключения ими с ОАО "Газпромбанк" кредитного договора N от ДД.ММ.ГГГГ по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита", предоставленного на полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 10.12.2010 г. N, заключенному с ЗАО "Регион Ипотека Курск", что, по мнению суда, является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может, так как он основан на неправильном применении норм материального права.
Как указано выше, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, в отличие от ранее действовавшей программы на 2002 - 2010 годы (действовала до 31.12.2010 г.) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.
Такая возможность введена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г.
Истцами заявлено требование о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного им 11.07.2012 г. в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного ипотечного кредита на приобретение жилья.
Принимая во внимание, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, установленными Правительством РФ, предусмотрено строго целевое назначение социальной выплаты для молодых семей - участников подпрограммы - это погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства, полученного до 01.01.2011 г., правовые основания для возложения на ответчиков обязанности выдать семье истцов свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору от 11.07.2012 г., заключенному между П-выми и ОАО "Газпромбанк" по программе "Рефинансирование единичного ипотечного кредита", у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку ипотечный кредит, полученный истцами 10.12.2010 г., на момент разрешения спора полностью погашен, а возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору рефинансирования от 11.07.2012 г. федеральным законодателем не предусмотрена; правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделен.
Учитывая, что истцы об изменении условий предоставления молодым семьям социальной выплаты для погашения ипотечного жилищного кредита (по жилищным займам, полученным до 01.01.2011 г.) уведомлены своевременно (15.08.2011 г.), принятие ими решения о получении 11.07.2012 г. кредита от ОАО "Газпромбанк" для рефинансирования договора займа от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о нарушении их права на получение социальной выплаты со стороны ответчиков.
Поскольку нарушений прав истцов на получение социальной выплаты не установлено, оснований для признания незаконными приказа Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска об отказе в выдаче свидетельства, действий (бездействия) ответчиков у суда также не имелось.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно, но в связи с неправильным применением судом норм материального права, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 января 2013 года об удовлетворении требований П.С.В. и П.С.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П.Д., к Администрации г. Курска, Управлению молодежной, семейной и демографической политики г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области о признании незаконным бездействия ответчиков по неоповещению в установленный срок молодой семьи П-вых о включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году по Курской области, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также по неразъяснению в установленный срок порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству; признании незаконным приказа Управления молодежной, семейной и демографической политики города Курска от 15.10.2012 г. N об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; возложении на Управление молодежной, семейной и демографической политики города Курска обязанности выдать семье П-вых в составе П.С.В., П.С.И. и несовершеннолетней П.Д. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации в 2012 году подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору от 11.07.2012 N, заключенному между П.С.В. и П.С.И. и ОАО "Газпромбанк" - отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционную жалобу Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска - удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)