Статьи
И. Еланина
Экономические и юридические основы банковской деятельности
Согласно Письмо ЦБ РФ от 17.01.2008 №31-1-13/53 требование п. 3.1 статьи 7 Закона 115-ФЗ об обязательном сопровождении на всех этапах осуществления расчетов и переводов "информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом" не может быть выполнено по следующим причинам:
Таким образом, мы получаем конструкцию, в которой отсутствует механизм реализации прописанной нормы. В то же время обязывающая норма, закрепленная в Законе 115-ФЗ, предопределяет такую форму реализации, как исполнение, которое неизбежно влечет за собой активные действия субъекта, максимально регламентированные в Законе 115-ФЗ.
В итоге это означает – "выполнять необходимо, но как - неизвестно".
Подтверждением тому стал ответ ЦБ с указанием о ведении в настоящее время Банком России работы по внесению изменений в соответствующие документы, а именно в Положение Банка России от 03.10.2002 №2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", в Положение Банка России от 01.04.2003 №222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации".
Отсюда возникает вопрос, почему не разработан и не принят сразу весь пакет документов, исключающий какие-либо толкования и необходимость обращения за разъяснениями в соответствующие органы? А также почему в соответствии с письмом Банка России от 14.01.2008 №5-Т "О неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение..." лишь рекомендовано применять "только предупредительные меры воздействия к кредитным организациям, допустившим в период с 15.01.2008 по 15.05.2008" нарушение требований Закона?
Четких ответов на поставленные вопросы дать не получится.
Согласно положениям Закона 115-ФЗ и статьи 665 Гражданского кодекса (ГК) обязательному контролю подлежат "действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга)", а платежи, совершаемые в рамках этого же договора, обязательному контролю не подлежат. В качестве подтверждения приводится ссылка на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 №13570/06.
При этом обратите внимание, что ВАС РФ в Определении от 25.04.2007 №13570/06 представил прямо противоположное мнение, указав на необходимость сообщения в уполномоченный орган о получении лизинговой компанией платежей, стоимость которых равна или превышает установленный размер 600 тыс. рублей.
Учитывая, насколько широкий спектр информации должны предоставлять лизинговые компании, а также многочисленные "правила игры", установленные для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, логичным и справедливым следует назвать принятое Президиумом ВАС РФ Постановление.
Операции по зачислению или списанию денежных средств на счет (вклад) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня его регистрации, контролируются в обязательном порядке, если сумма равна или превышает 600 тыс. рублей.
В информационном письме однозначно определено, когда истекает трехмесячный срок, установленный пп. 3 п. 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ, в случае если последний день такого срока выпадает на нерабочий день: "Срок... истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, день окончания срока не переносится на следующий за ним рабочий день" с удивительным обоснованием - "поскольку Федеральный закон не содержит такого указания".
В информационном письме ЦБ РФ от 20.03.2003 №3 рассматривается установление периода деятельности юридического лица, которое прошло процедуру реорганизации.
В информационном письме ЦБ РФ от 21.08.2002 №1 дается ответ на вопрос, в течение какого срока операции, осуществляемые по счету юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня его государственной регистрации, подлежат обязательному контролю со стороны кредитной организации.
Кредитная организация не имеет права не направлять в уполномоченный орган сведения о сделках скупки, купли-продажи в соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ. Кредитная организация обязана контролировать данные сделки, равные или превышающие порог в 600 тыс. рублей.
Прямым подтверждением тому стала и трактовка ЦБ РФ случаев, когда конкретная цена сделки может быть прямо не установлена, а согласованы лишь способы ее определения. Но и в этих случаях банкиры, располагая "всей имеющейся информацией о сделке", должны отслеживать, когда общая сумма платежей будет равна или превысит заветный барьер и у них возникнет обязанность сообщить об этом в соответствующий орган.
Обязательному контролю в соответствии с Законом 115-ФЗ подлежат операции по предоставлению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа с пороговым значением в 600 тыс. рублей.
Интересная ситуация возникает, если подобная операция осуществляется клиентами одного и того же банка. Банки задались вопросом: сколько предоставлять сообщений в таком случае?
Центральный банк РФ в завершении информационного письма №13 от 29.02.2008 указал на правомерность направления в уполномоченный орган лишь одного сообщения.
Согласно Письму ЦБ от 21.12.2007 №04-31-1/5524 "Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2007 №665 "О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14.10.2008" реализация специальных экономических мер в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 №281-ФЗ "О специальных экономических мерах" обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией РФ организаций и физических лиц. Требования Указа Президента распространяются на государственные учреждения, промышленные, торговые, финансовые, транспортные и другие предприятия, фирмы, банки, организации, иных юридических и физических лиц.
Соответственно, письмами Банка России и МГТУ Банка России до кредитных организаций доводилась информация о применении Указа Президента РФ от 27.05.2007 №665.
Отметим также следующее - письма ЦБ, а также его информационные письма не являются нормативными актами. Данная позиция подтверждается и письмом ЦБ РФ от 17.10.2006 №36-3/1993. В нем содержится правовая позиция по поводу другого письма Банка России, от 17.07.2006 №08-17/2540, - "письмо не является нормативным актом Банка России и не может применяться в качестве такового".
Кроме этого, в п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 №1009) указывается, что "нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Этими же Правилами регламентируются вопросы регистрации нормативных правовых актов ЦБ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
И. Еланина
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БАНКОВ "ОТМЫВАНИЮ" ДОХОДОВ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Разделы:Экономические и юридические основы банковской деятельности
Федеральный закон РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Закон 115-ФЗ) создал основу для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма со стороны государственных структур.
Прежде всего, противодействовать этому призваны банки, именно они стоят на "передовой" борьбы с легализацией преступных доходов.
- Каким образом противодействовать?
Согласно Письмо ЦБ РФ от 17.01.2008 №31-1-13/53 требование п. 3.1 статьи 7 Закона 115-ФЗ об обязательном сопровождении на всех этапах осуществления расчетов и переводов "информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом" не может быть выполнено по следующим причинам:
- на данный момент отсутствует специальная форма закрепления необходимой информации о плательщике. Формы же действующих документов, на основе которых производятся безналичные расчеты, не предусматривают закрепления в них требуемой информации о плательщике;
- для более качественного выполнения требований Закона 115-ФЗ необходимы разработка и внедрение нового программного обеспечения, что, безусловно, потребует как финансовых, так и временных ресурсов.
Таким образом, мы получаем конструкцию, в которой отсутствует механизм реализации прописанной нормы. В то же время обязывающая норма, закрепленная в Законе 115-ФЗ, предопределяет такую форму реализации, как исполнение, которое неизбежно влечет за собой активные действия субъекта, максимально регламентированные в Законе 115-ФЗ.
В итоге это означает – "выполнять необходимо, но как - неизвестно".
Подтверждением тому стал ответ ЦБ с указанием о ведении в настоящее время Банком России работы по внесению изменений в соответствующие документы, а именно в Положение Банка России от 03.10.2002 №2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", в Положение Банка России от 01.04.2003 №222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации".
Отсюда возникает вопрос, почему не разработан и не принят сразу весь пакет документов, исключающий какие-либо толкования и необходимость обращения за разъяснениями в соответствующие органы? А также почему в соответствии с письмом Банка России от 14.01.2008 №5-Т "О неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение..." лишь рекомендовано применять "только предупредительные меры воздействия к кредитным организациям, допустившим в период с 15.01.2008 по 15.05.2008" нарушение требований Закона?
Четких ответов на поставленные вопросы дать не получится.
- Лизинговые платежи
Согласно положениям Закона 115-ФЗ и статьи 665 Гражданского кодекса (ГК) обязательному контролю подлежат "действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга)", а платежи, совершаемые в рамках этого же договора, обязательному контролю не подлежат. В качестве подтверждения приводится ссылка на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 №13570/06.
При этом обратите внимание, что ВАС РФ в Определении от 25.04.2007 №13570/06 представил прямо противоположное мнение, указав на необходимость сообщения в уполномоченный орган о получении лизинговой компанией платежей, стоимость которых равна или превышает установленный размер 600 тыс. рублей.
Учитывая, насколько широкий спектр информации должны предоставлять лизинговые компании, а также многочисленные "правила игры", установленные для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, логичным и справедливым следует назвать принятое Президиумом ВАС РФ Постановление.
- Контроль зачисления или списания денежных средств
Операции по зачислению или списанию денежных средств на счет (вклад) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня его регистрации, контролируются в обязательном порядке, если сумма равна или превышает 600 тыс. рублей.
В информационном письме однозначно определено, когда истекает трехмесячный срок, установленный пп. 3 п. 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ, в случае если последний день такого срока выпадает на нерабочий день: "Срок... истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, день окончания срока не переносится на следующий за ним рабочий день" с удивительным обоснованием - "поскольку Федеральный закон не содержит такого указания".
В информационном письме ЦБ РФ от 20.03.2003 №3 рассматривается установление периода деятельности юридического лица, которое прошло процедуру реорганизации.
В информационном письме ЦБ РФ от 21.08.2002 №1 дается ответ на вопрос, в течение какого срока операции, осуществляемые по счету юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня его государственной регистрации, подлежат обязательному контролю со стороны кредитной организации.
Кредитная организация не имеет права не направлять в уполномоченный орган сведения о сделках скупки, купли-продажи в соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ. Кредитная организация обязана контролировать данные сделки, равные или превышающие порог в 600 тыс. рублей.
Прямым подтверждением тому стала и трактовка ЦБ РФ случаев, когда конкретная цена сделки может быть прямо не установлена, а согласованы лишь способы ее определения. Но и в этих случаях банкиры, располагая "всей имеющейся информацией о сделке", должны отслеживать, когда общая сумма платежей будет равна или превысит заветный барьер и у них возникнет обязанность сообщить об этом в соответствующий орган.
- Сообщения о предоставлении или получении беспроцентного займа
Обязательному контролю в соответствии с Законом 115-ФЗ подлежат операции по предоставлению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа с пороговым значением в 600 тыс. рублей.
Интересная ситуация возникает, если подобная операция осуществляется клиентами одного и того же банка. Банки задались вопросом: сколько предоставлять сообщений в таком случае?
Центральный банк РФ в завершении информационного письма №13 от 29.02.2008 указал на правомерность направления в уполномоченный орган лишь одного сообщения.
Согласно Письму ЦБ от 21.12.2007 №04-31-1/5524 "Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2007 №665 "О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14.10.2008" реализация специальных экономических мер в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 №281-ФЗ "О специальных экономических мерах" обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией РФ организаций и физических лиц. Требования Указа Президента распространяются на государственные учреждения, промышленные, торговые, финансовые, транспортные и другие предприятия, фирмы, банки, организации, иных юридических и физических лиц.
Соответственно, письмами Банка России и МГТУ Банка России до кредитных организаций доводилась информация о применении Указа Президента РФ от 27.05.2007 №665.
Отметим также следующее - письма ЦБ, а также его информационные письма не являются нормативными актами. Данная позиция подтверждается и письмом ЦБ РФ от 17.10.2006 №36-3/1993. В нем содержится правовая позиция по поводу другого письма Банка России, от 17.07.2006 №08-17/2540, - "письмо не является нормативным актом Банка России и не может применяться в качестве такового".
Кроме этого, в п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 №1009) указывается, что "нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Этими же Правилами регламентируются вопросы регистрации нормативных правовых актов ЦБ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)