Статьи
И. Еланина

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БАНКОВ "ОТМЫВАНИЮ" ДОХОДОВ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Разделы:
Экономические и юридические основы банковской деятельности




Федеральный закон РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Закон 115-ФЗ) создал основу для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма со стороны государственных структур.

Прежде всего, противодействовать этому призваны банки, именно они стоят на "передовой" борьбы с легализацией преступных доходов.

        Каким образом противодействовать?

Согласно Письмо ЦБ РФ от 17.01.2008 №31-1-13/53 требование п. 3.1 статьи 7 Закона 115-ФЗ об обязательном сопровождении на всех этапах осуществления расчетов и переводов "информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом" не может быть выполнено по следующим причинам:
  • на данный момент отсутствует специальная форма закрепления необходимой информации о плательщике. Формы же действующих документов, на основе которых производятся безналичные расчеты, не предусматривают закрепления в них требуемой информации о плательщике;
  • для более качественного выполнения требований Закона 115-ФЗ необходимы разработка и внедрение нового программного обеспечения, что, безусловно, потребует как финансовых, так и временных ресурсов.

Таким образом, мы получаем конструкцию, в которой отсутствует механизм реализации прописанной нормы. В то же время обязывающая норма, закрепленная в Законе 115-ФЗ, предопределяет такую форму реализации, как исполнение, которое неизбежно влечет за собой активные действия субъекта, максимально регламентированные в Законе 115-ФЗ.

В итоге это означает – "выполнять необходимо, но как - неизвестно".

Подтверждением тому стал ответ ЦБ с указанием о ведении в настоящее время Банком России работы по внесению изменений в соответствующие документы, а именно в Положение Банка России от 03.10.2002 №2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", в Положение Банка России от 01.04.2003 №222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации".

Отсюда возникает вопрос, почему не разработан и не принят сразу весь пакет документов, исключающий какие-либо толкования и необходимость обращения за разъяснениями в соответствующие органы? А также почему в соответствии с письмом Банка России от 14.01.2008 №5-Т "О неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение..." лишь рекомендовано применять "только предупредительные меры воздействия к кредитным организациям, допустившим в период с 15.01.2008 по 15.05.2008" нарушение требований Закона?

Четких ответов на поставленные вопросы дать не получится.

        Лизинговые платежи

Согласно положениям Закона 115-ФЗ и статьи 665 Гражданского кодекса (ГК) обязательному контролю подлежат "действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга)", а платежи, совершаемые в рамках этого же договора, обязательному контролю не подлежат. В качестве подтверждения приводится ссылка на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 №13570/06.

При этом обратите внимание, что ВАС РФ в Определении от 25.04.2007 №13570/06 представил прямо противоположное мнение, указав на необходимость сообщения в уполномоченный орган о получении лизинговой компанией платежей, стоимость которых равна или превышает установленный размер 600 тыс. рублей.

Учитывая, насколько широкий спектр информации должны предоставлять лизинговые компании, а также многочисленные "правила игры", установленные для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, логичным и справедливым следует назвать принятое Президиумом ВАС РФ Постановление.

        Контроль зачисления или списания денежных средств

Операции по зачислению или списанию денежных средств на счет (вклад) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня его регистрации, контролируются в обязательном порядке, если сумма равна или превышает 600 тыс. рублей.

В информационном письме однозначно определено, когда истекает трехмесячный срок, установленный пп. 3 п. 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ, в случае если последний день такого срока выпадает на нерабочий день: "Срок... истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, день окончания срока не переносится на следующий за ним рабочий день" с удивительным обоснованием - "поскольку Федеральный закон не содержит такого указания".

В информационном письме ЦБ РФ от 20.03.2003 №3 рассматривается установление периода деятельности юридического лица, которое прошло процедуру реорганизации.

В информационном письме ЦБ РФ от 21.08.2002 №1 дается ответ на вопрос, в течение какого срока операции, осуществляемые по счету юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня его государственной регистрации, подлежат обязательному контролю со стороны кредитной организации.

Кредитная организация не имеет права не направлять в уполномоченный орган сведения о сделках скупки, купли-продажи в соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ. Кредитная организация обязана контролировать данные сделки, равные или превышающие порог в 600 тыс. рублей.

Прямым подтверждением тому стала и трактовка ЦБ РФ случаев, когда конкретная цена сделки может быть прямо не установлена, а согласованы лишь способы ее определения. Но и в этих случаях банкиры, располагая "всей имеющейся информацией о сделке", должны отслеживать, когда общая сумма платежей будет равна или превысит заветный барьер и у них возникнет обязанность сообщить об этом в соответствующий орган.

        Сообщения о предоставлении или получении беспроцентного займа

Обязательному контролю в соответствии с Законом 115-ФЗ подлежат операции по предоставлению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа с пороговым значением в 600 тыс. рублей.

Интересная ситуация возникает, если подобная операция осуществляется клиентами одного и того же банка. Банки задались вопросом: сколько предоставлять сообщений в таком случае?

Центральный банк РФ в завершении информационного письма №13 от 29.02.2008 указал на правомерность направления в уполномоченный орган лишь одного сообщения.

Согласно Письму ЦБ от 21.12.2007 №04-31-1/5524 "Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2007 №665 "О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14.10.2008" реализация специальных экономических мер в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 №281-ФЗ "О специальных экономических мерах" обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией РФ организаций и физических лиц. Требования Указа Президента распространяются на государственные учреждения, промышленные, торговые, финансовые, транспортные и другие предприятия, фирмы, банки, организации, иных юридических и физических лиц.

Соответственно, письмами Банка России и МГТУ Банка России до кредитных организаций доводилась информация о применении Указа Президента РФ от 27.05.2007 №665.

Отметим также следующее - письма ЦБ, а также его информационные письма не являются нормативными актами. Данная позиция подтверждается и письмом ЦБ РФ от 17.10.2006 №36-3/1993. В нем содержится правовая позиция по поводу другого письма Банка России, от 17.07.2006 №08-17/2540, - "письмо не является нормативным актом Банка России и не может применяться в качестве такового".

Кроме этого, в п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 №1009) указывается, что "нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Этими же Правилами регламентируются вопросы регистрации нормативных правовых актов ЦБ.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)