Статьи
Виноградов Д.В., Яковлева Т.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Разделы:
Экономические и юридические основы банковской деятельности





На сегодняшний день банковские услуги являются одним из наиболее востребованных видов деятельности в нашей стране. Большинство из них непосредственно связаны с применением информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

В соответствии с принятой стратегией развития информационного общества в РФ, которая утверждена Президентом Российской Федерации, в ближайшей перспективе предполагается осуществление крупных государственных проектов, направленных на повышение условий жизни граждан. Немаловажным фактором при их реализации является готовность кредитных организаций, в первую очередь степень ИКТ при осуществлении банковской деятельности.

Под информационно – коммуникационными технологиями понимается процессы и методы взаимодействия с информацией, осуществляемые с использованием вычислительной техники и средств телекоммуникации.

На территории Владимирской области банковскую деятельность осуществляют более сорока филиалов и операционных офисов кредитно – финансовых организаций. Администрация Владимирской области с целью получения сведений об использовании информационно – коммуникационных технологий в 2019 году провела мониторинг банковской сферы. Принять участие в нем предложили двадцати четырем филиалам банков, что составляет 60 % от всех подразделений, находящихся в регионе. Результаты проводились не по всем учреждениям, которые расположены в области, поскольку остальные 40 % территориальных подразделений являются удаленными операционными офисами.

Сведения о применении ИКТ при осуществлении банковских операций и обслуживании клиентов были предоставлены десятью филиалами банков, что составило 25 % от общего количества. При этом анализ проводился по организациям, которые имеют крупные сети обслуживания в регионе. По полученным данным было установлено, что информационно – коммуникационные технологии применяются в банковской сфере как для операционного, так и для информационного обслуживания клиентов.

Дистанционное предоставление информации для юридических лиц о состоянии счетов и проведенных банковских операциях осуществляется посредством телефона 30 % банков, при помощи SMS – оповещения – 20 % банков, по электронной почте – 10% и в сети Интернет – 50%. Таким образом, самым распространенным способом оповещения юридических лиц является сеть Интернет.

Управление счетом по телефону обеспечивает 40 % банков, а по сети Интернет – 100 %. При этом кредитные организации не применяют в обслуживании юридических лиц WAP – технологии и мобильные устройства.
Эмиссию же и обслуживание банковских карт осуществляют 40 % организаций, что составляет 10 % от общего их числа в регионе. Клиентам предлагаются банковский карты с платежными системами Visa и MasterCard. Собственную систему предоставляет только Сбербанк, которая носит название «Сберкарт корпоративная» [2].
При взаимодействии с физическими лицами данные меняются. Согласно предоставленным результатам, самым востребованным способом осуществления оповещения является SMS, которое применяется в 50 % банков. В сети Интернет информация предоставляется 40 % банков, по телефону – 20 %. Операции по счетам физических лиц проводятся с использованием сети Интернет 40 % банков, с использованием мобильных устройств – 20 %, с применением SMS – 10 %.

Эмиссия и обслуживание банковских карт физических лиц осуществляется так же, как и в случае с юридическими лицами. Банкомат расположен в 50 % банков.

Кроме того, при осуществлении сравнительного анализа уровня развития информационно – коммуникационных технологий с уровнем ценообразования, можно наблюдать прямую зависимость, то есть чем выше уровень оснащенности банка, тем более гибкая система тарифов и низкая стоимость предоставления дистанционных услуг, которые оказываются клиенту. Вы сами в этом можете убедиться на сайте - www.facredit.ru.

Банки предоставляют своим клиентам возможность осуществления различных платежей. Это может осуществляться с помощью сети Интернет или с использованием банковских терминалов.

Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий является неотъемлемой частью деятельности кредитных организаций. Все банковские учреждения, которые приняли участие в мониторинге, предоставляют своим клиентам различные дистанционные услуги на основе ИКТ. По проведенному исследованию можно сделать вывод, что в области сформированы условия для достижения соответствующего уровня деловой активности с применением электронных платежей и бирж, электронных финансовых продуктов и инструментов, виртуальной торговли.

Формируемая кредитными организациями технологическая инфраструктура в значительной степени способствует решению в области ряда социально – экономических задач, в том числе формированию электронного правительства и переводу оказания государственных услуг в электронный формат.

При этом необходимым условием для достижения достойного уровня жизни населения, построения инновационной экономики и повышения уровня эффективного государственного управления является создание информационного общества. Успешная реализация этой концепции возможна только в том случае, если финансово – кредитные организации готовы к переходу.

Опубликовано: 24 декабря 2019 года 18:30











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)