Статьи
Виноградов Д.В.

СЕРВИСЫ АУТСОРСИНГА БУХГАЛТЕРИИ КАК ВИД ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ БАНКОВ

Разделы:
Бухгалтерский учет, отчетность и аудит в кредитных организациях; Экономические и юридические основы банковской деятельности






В статье с критической точки зрения рассмотрены сервисы аутсорсинга бухгалтерии как вид дополнительных услуг банков.

Под аутсорсингом понимают передачу непрофильных для предприятия бизнес-процессов сторонним организациям, которые специализируются на их выполнении.

Среди основных причин использования в хозяйственной деятельности предприятия аутсорсинга выделяют: превышение транзакционных и операционных издержек над ценовым уровнем услуг специализированной компании, предоставляющей такие услуги; ограниченность доступных предприятию экономических ресурсов, связанных с выполнением бизнес-процесса.

В качестве основных признаков аутсорсинга, позволяющих обособить его от услуг поддержки и сервиса, выступают:

  1. непрерывность (осуществление на регулярной, а не эпизодической и случайной основе);
  2. конкретность (на аутсорсинг передаётся четко определенный бизнес-процесс, со своими входами-выходами, используемыми ресурсами и т.д. – как правило, такой бизнес-процесс является типовым и с легкостью тиражируется провайдером аутсорсинговых услуг на обслуживание нескольких клиентов);
  3. самостоятельность (управление переданным бизнес-процессом осуществляется провайдером самостоятельно в рамках положений заключенного договора без вмешательства со стороны заказчика в ход его выполнения на уровне подпроцессов и операций).
Российские предприятия передают на аутсорсинг следующие процессы (в порядке возрастания частоты передачи): транспортные и логистические операции, ведение бухгалтерии и налогового учета, поддержка пользователей. Аутсорсинг бухгалтерии в Москве и во многих других городах востребован небольшими предприятиями и индивидуальными предпринимателями.

Банк может выступать как в качестве заказчика аутсоринговых услуг, так и их исполнителем. Например, возможность ведения для клиента бухгалтерского учета закреплена в . 2 ст. 824 ГК РФ. И такой возможностью банки воспользовались, организовав на базе своих или информационных ресурсов партнёров онлайн-сервисы аутсорсинга бухгалтерии.

В целом сегмент онлайн решений в области аутсорсинга бухгалтерского обслуживания занимает по состоянию на конец 2019 года более 50% применяемых в России SaaS решений. Часть указанных решений используется банками в своих системах дистанционного обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как партнерские сервисы (банки интегрировали эти сервисы в собственные системы и имеют доход в форме агентских платежей), часть из них является собственных разработками.

Для клиентов указанные выше сервисы являются достаточно удобным решением в плане возможности интеграции части своих операций с данными на банковских счетах, что снижает стоимость аутсорсинга.
Однако существует и определенная насторожённость клиентов относительно возможности использования данных услуг, связанные с возможной утечкой конфиденциальной информации или использования банками её против интересов клиента.

Проблема заключается в том, что ЦБ РФ возложил на банки функции государственного контроля, в т.ч. надзор за уплатой налогов, противодействие сомнительным и не законным финансовым операциями и т.д. Услуги аутсорсинга для банков открывают доступ к большему массиву информации о клиентах, что может негативно сказать на последних.

Следует отметить, что слуги бухгалтерского аутсорсинга для банков являются лишь дополнительным сервисом, и, как правило, он предоставляется с целью повысить привлекательность пользования основными продуктами банка.

Опубликовано: 27 декабря 2019 года 09:50











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)