Новости

РАЗЪЯСНЕН ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ

Разделы:
Банковский счет; Банковские операции




Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 ''О банках и банковской деятельности'' открытие, ведение и закрытие банком счетов клиентов осуществляется в установленном Банком России в соответствии с федеральными законами порядке, в том числе в соответствии с Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И ''Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) '' (зарегистрирована Минюстом России 18.10.2006 N 8388).

Об этом Письмо Минфина РФ от 06.03.2008 N 03-02-07/1-87.

Открытие (закрытие) подразделений кредитной организации (филиала) на территории Российской Федерации, в том числе внутренних структурных подразделений, предусмотренных нормативными актами Банка России, осуществляется в соответствии с разд. II Инструкции Банка России от 14.01.2004 N 109-И ''О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций'' (зарегистрирована Минюстом России 13.02.2004 N 5551).

Пунктом 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена обязанность банка сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

Специалисты Минфина полагают, что указанный пятидневный срок исчисляется со дня внесения соответствующих записей в книгу регистрации открытых счетов.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке осуществляется в порядке, установленном ст. 76 Кодекса.

В силу п. 6 названной статьи решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

В соответствии с п. 7 ст. 76 Кодекса приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Изменение структуры филиальной сети банка или закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и взыскании налогов (пеней, штрафов), а также для отзыва инкассовых поручений на перечисление налогов (пеней, штрафов).

Кодексом не предусмотрен возврат банками налоговым органам их решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках и инкассовых поручений на перечисление налогов (пеней, штрафов).

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета ( п. 12 ст. 76 Кодекса).

Следовательно, при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации открытие банком новых счетов этой организации и исполнение по ним поручений на перечисление денежных средств, не связанных с платежами, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на перечисление налогов (авансовых платежей), соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не соответствует ст. 76 Кодекса ( п. п. 1 , 6 , 7 и 12 ).

Вместе с тем п. 2 ст. 846 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что банк не вправе отказать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, а также исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, признается нарушением законодательства о налогах и сборах и влечет привлечение банка к ответственности в силу п. 1 ст. 132 и ст. 134 Кодекса.

В случае если у банка возникают затруднения при исполнении решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - клиентов этого банка или инкассовых поручений налогового органа на перечисление налогов, пеней, штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, в частности, в связи с реорганизацией филиальной сети банка, рекомендуем обращаться в этот налоговый орган, который в пределах своей компетенции принимает решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом фактических обстоятельств.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "BANKLAW.RU | Банки и банковские операции (банковское дело)" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)